суббота, 5 августа 2017 г.

Дзига Вертов "Человек с киноаппаратом"

Если коротко: киноавангард с человеческим лицом.
Чуть длиннее: Фильм неспроста стабильно входит в десятку лучших за всю историю мирового кинематографа. Я бы смело поставил его и на первое место. Пока что это самое необычное кино, которое я видел. И при этому безумно интересное, смелое, красивое. Искусство с большой буквы. Но вряд ли этот фильм нуждается в моих комплиментах. Лучше немного анализа.
Фишка "Человека с киноаппаратом" в том, что это действительно  авангардное, экспериментальное кино, порвавшее связь с литературой и театром и разрабатывающее язык кино как чистого искусства для искусства. Но в отличие, например, от французского, немецкого и американского киноавангарда, этот фильм рассказывает в общем-то понятную, хотя и сложную историю. Эта история прочитывается на нескольких уровнях:
1) Исторический уровень. Кауфман и Вертов успели заснять остатки НЭПа в крупных советских городах. То есть НЭП, конечно, уже кончился, уже идет индустриализация, первая пятилетка и т.д. Но все-таки в фильме мы видим остатки жизни без террора, на изломе десятилетий.
2) Философско-социологический уровень: с помощью параллельного и ассоциативного монтажа Вертов уравнивает между собой процессы, связанные с человеком, обществом, городом как пространством объектов и машинной индустрией. Монтаж выявляет общие закономерности функционирования мира людей и мира вещей в духе акторно-сетевой теории или объектно-ориентированной онтологии. Впрочем, эти закономерности оказываются в итоге закономерностями самого монтажа.
3) Эстетический уровень: фильм смотрится как манифест авангарда, в котором режиссер-Демиург создает не только кинореальность, но и реальность как таковую. Смелое заявление для эпохи, когда один самый главный Демиург уже обозначил свою роль в истории страны.
Но даже не эти уровни и прочие смысловые пласты важны фильме. Главное - это головокружительный, гипнотический, трансовый монтаж. Отойдя от литературы и театра, Вертов приблизил киноизображение и монтажный ритм к музыке. Это видно по структуре фильма: в самом начала мы видим замерших в ожидании команды дирижера музыкантов. Затем начинается основная часть, где мы видим также замерших, еще спящих людей, машины, город. Они, как и музыканты, ждут момента, когда смогут проснуться, ожить, задвигаться. Они ждут режиссера, который начнет свой монтаж и приведет их в движение, к жизни. Мир=партитура, кино=музыка. Кино буквально звучит само, даже без сопровождающей мелодии.
Но фильм отлично смотрится  и под любую электронную музыку. Я слушал Брайна Ино - очень хорошо.




Комментариев нет:

Отправить комментарий