четверг, 20 июля 2017 г.

"Носферату" Мурнау и "Вампир" Дрейера

Закроем вампирскую тему.
Сначала "Носферату" Фридриха Мурнау (1921-22).
Если коротко: живописно и не страшно.

Чуть длиннее: "Носферату" интересен как прообраз всех дальнейших фильмов о Дракуле да и вообще вампирах. В "Носферату" берут начало две линии вампирского сюжета - мистическая (выраженная в Дракуле-31) и научная (выраженная в Дракуле-58). У Мурнау обе линии тесно переплетены: с одной стороны Носферату обладает сверхъестественными способностями, с другой стороны вампиризм сравнивается с некоторыми хищными растениями, эпидемией и тд.
Это с точки зрения содержания. С точки зрения формы меня впечатлила живописность кадра. Монтаж у Мурнау простейший, на уровне "кинопримитивов", как будто и не было Гриффита и созданного им киноязыка. Но каждый кадр - маленький шедевр: тщательно продуманные декорации, пейзажи, костюмы, композиция кадра. Можно просто останавливать кино и наслаждаться картинкой. И хотя Мурнау пришел в кино из театра, он гораздо ближе именно к живописной стороне кино (театральность у него тоже довольно простейшая - актеры играют плохо, драматизм предсказуемый).

"Вампир" Карла Теодора Дрейра (1932)
Если коротко: жуткий отмороженный скандинавский лирический хоррор

Чуть длиннее: фильм, конечно, не скандинавский - снят  таки датчанином, но во франции. Тем не менее смотрится он как явный предшественник скандинавских триллеров и хорроров с их легко узнаваемой "отмороженной атмосферой".
На фоне уже рассмотренных мной вампирских фильмов "Вампир" уникален тем, что вообще никак не связан с Дракулой и Стокером. Но дело даже не в этом. Важнее то, каким именно образом создается атмосфера ужаса. Сравним с другими фильмами:
1) Дракула-31: монтаж и светотень.
2) Дракула-58: цвет и звук, экшн
3) Носферату: экспрессионистская эстетика и сюжетные ходы (безумие, сомнамбулизм и тд).
4) Вампир: детали. Именно за счет деталей  нагнетается атмосфера кошмара:
вот  мы видим в окно гостиницы вместе с главным героем, как непонятный дядька с косой на пристани звонит в колокол
потом мы видим таинственную картину на стене отеля со скелетом, затем слышим невнятную жуткую речь и видим ее источник - жуткого дядьку без глаз. Далее все хуже и хуже: звуки, напоминающие плач ребенка или лай собаки в доме, где нет ни собаки, ни ребенка. Отражения и тени, существующие отдельно от людей или ведущие себя довольно независимо.
Еще один важный хоррор-прием - создание атмосферы клаустрофобии: главные персонажи изолированны от  остального мира и не могут вызвать полицию, а доктор оказывается приспешником вампира. Клаустрофобический мотив достигает апогея в сновидении главного героя, где он видит себя погребенным заживо. Благодаря замкнутости пространства возникает новый тип хоррора, я бы назвал его лирическим, сосредоточенным на внутреннем мире персонажей и их восприятии реальности. В противоположность этому все фильмы про Дракулу являются хоррорами эпическими: действия происходят во множестве стран и городов и главный вопрос не в том, что происходит с героями и их внутренним миром, а  как распространяется эпидемия вампиризма, как происходит преследование вампира и его уничтожение.
Благодаря монтажу и титрам Дрейер создает эффект смещения и смешения сна и реальности, атмосферу кошмарного бреда. При этом приемы Дрейара делают фильм очень современным и легко воспринимаемым: множество планов, ракурсов, фокусов, точек зрения, очень подвижная камера, - все это выгодно отличает фильм от того же Дракулы-31.
С помощью монтажа Дрейер создает великолепный финал: хэппи-энд для жертв и наказание для злодея запараллелены между собой и с образом вращающихся шестеренок и жерновов. Доктор-подельник Вампира эффектно гибнет, засыпанный мукой в мельнице.
Иными словами, перед нами маленький шедевр, созданный можно сказать главным датским режиссером и одним из самых утонченных режиссеров мирового уровня, входящим в первую 20ку лучших фильмов и режиссеров. Один из первых примеров, когда режиссер условно "элитарный" создает отличный "массовый" фильм, оставаясь верным себе и киноискусству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий